«Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь...»

НАШ РОД

КНИГА ПАМЯТИ

naschrod.nsknet.ru


ИАКОВ И ИУДИТ ОЛИДОРТ ИЗ ТЕПЛИКА

Иаков Олидорт родился в 1840 г. в местечке Теплик (ныне Винницкая область), на Украине. Умер он в 1909 г. и похоронен в родном городке. Где родилась Иудит, нам неизвестно. У них, как видно из таблицы, было пятеро детей.

1. Эли Олидорт родился в 1865 г. в местечке Теплик, но воспитывался в семье Таратут, где получил имя Герш и фамилию приемных родителей. Его жена Шейва родилась в 1867 г. Герш умер в 1915 г. и похоронен на родине, в м. Теплик. Шейва последние годы жизни прожила в Одессе, умерла в 1932 г. У них было девятеро детей, подробности о которых можно почерпнуть из материалов о ветви Герша Таратута (Эли Олидорта) и таблицы родословной.

2. Шломо Залман Олидорт родился в 1870 г. в местечке Теплик; умер он в 1933 г. Его жена, Рахель Олидорт, родилась в 1876 г.; умерла – в 1918 г. У них было трое детей, подробности о которых можно почерпнуть из материалов о ветви Шломо Залмана Олидорта и таблицы родословной.

3. Зейдл Йосиф Велвл Олидорт родился в 1875 г. в местечке Теплик, умер в 1940 г. и похоронен на Украине в г. Донецке. Его жена, Рейзл Гробман, родилась в 1876 г., и умерла в 1934 г. в м. Донецке. У них было шестеро детей, подробности о которых можно почерпнуть из материалов о ветви Зейдла Йосифа Велвла Олидорта и таблицы родословной.

4. Сурка Олидорт родилась в 1876 г. в местечке Теплик. Ее муж, Мойше Винник, родился в 1876 г. Большую часть жизни они прожили в Одессе, где и похоронены. Сурка умерла в 1962 г., Мойше – в 1956 г. У них было трое детей, подробности о которых можно почерпнуть из материалов о ветви Сурки Олидорт и таблицы родословной.

5. Злата Олидорт родилась в 1878 г. в местечке Теплик. Вышла замуж за Бенциона Волошина, 1870 г. рождения, тоже уроженца м. Теплик. Злата умерла в 1937 г. и похоронена на родине; Бенцион погиб в Теплицком гетто 27 мая 1942 г. У них было трое детей, подробности о которых можно почерпнуть из материалов о ветви Златы Олидорт и таблицы родословной.

Это пока вся информация об этом поколении. Очень надеемся, что она будет расширена и дополнена общими усилиями. Ваша информация о датах, месте рождения, жизни, образовании, работе и другие подробности будут внесены в книгу. Приносим извинения за допущенные неточности.

 Из музея диаспоры

 

Выборочный перевод:

[…] Спасибо, что обратились в наш отдел по сбору информации в Музее Диаспоры.

К сожалению, в нашем архиве нет информации о толковании и происхождении фамилии «Олидорт» […]

Происхождение фамилии « Олидорт».

Источник: Александр Бейдер. «Еврейские фамилии в Российской Империи» (перевод с английского 30.12.2004 года).

Фамилия Олидорт.

Олидорт (Кишинев, Бендеры, Балта) топографическое название от города Алендорф (Германия).

 

КАРТА мес. ТЕПЛИК (30-х – 40-х гг.),

составленная по воспоминаниям М. Винник

Примечания:

В доме № 19 жила семья Ноаха Мазуса.

В. – синагога, закрытая в 1937 году.

Г. – синагога, разрушенная в 1932 году.

Д. – синагога, разрушенная в 1934 году.

 

 

Как это было…

Немцы вошли в Теплик в конце июля 1941 года. Евреев уничтожили 27 мая 1942 года. В Гайсине и Умани, которые находятся в сорока километрах от Теплика, уже осенью 1941 года было проведено массовое уничтожение еврейского населения. Спасшиеся оттуда немногие евреи добрались до Теплика, и рассказали нам о свершившемся.
Ранней весной 1942 года немцы забрали всех работоспособных взрослых и подростков, в том числе меня и мою маму, отправили в рабочий лагерь, расположенный в местечке Райгород, где был каменный карьер, и в селе Нижняя Крапивна, где находился песчаный карьер. В Теплике остались только старики, женщины и инвалиды, ибо все военнообязанные были мобилизованы в самые первые дни войны в Красную Армию, а у кого была такая возможность – эвакуировался.
Предположительно, в это злосчастное утро 27 мая 1942 года были убиты свыше 1000 человек, взрослых и детей, только за то, что они евреи. Точное число погибших знали только те, кто провели эту акцию. В живых были оставлены только евреи-специалисты, нужные немцам для своих целей. У меня хранится список этих людей; всего 19 человек, из которых только троим удалось спастись в Бершадском гетто и дожить до освобождения. В числе специалистов были мой отец, Нахман Винник, столяр по профессии, и его младший брат, Шимон Винник, жестянщик. С отцом и дядей я встретилась в Бершадском гетто в 1943 году, и от них узнала подробности случившейся в Теплике трагедии. Они оба не дожили до освобождения из гетто: отец умер 24 февраля 1944 года, а дядя попал в облаву и был убит в лесу у села Баланивка Бершадского района в конце февраля того же года, когда фашисты проводили аресты среди находившихся в гетто евреев за связь с партизанским подпольем. Позже он был перезахоронен на еврейском кладбище Бершади. Моя мать, Фрима Винник, была убита 27 июня 1942 года в лесу у местечка Райгород, Немировского района Винницкой области.
Масштабы трагедии наиболее характерно выглядят на примере моего местечка. Сценарий по уничтожению евреев был составлен нелюдями-фашистами и их прихлебателями очень скрупулезно и словно под копирку, лишь с небольшими вариациями, сообразно местным условиям. В августе 1941 года в домах, где до революции были «Бейт-Мидраш» и синагоги, а после революции – кинотеатр и клуб с библиотекой, был создан концентрационный лагерь. Вскоре в него стали сгонять пленных красноармейцев, в это время он служил перевалочным пунктом перед отправкой военнопленных в Германию. Именно их заставили копать яму за нашим старым парком, а потом, после отправки, яму продолжили копать местные украинцы. Место, где была выкопана эта яма считалось поганым, и называлось «салотопка»: там, из костей павшего скота и выловленных собак топили сало для изготовления мыла. Эта яма должна была стать (и стала) братской могилой почти всех теплицких евреев.
После отправок в рабочие лагеря всех взрослых и подростков, остальным евреям было приказано срочно переселиться на две параллельные улицы вдоль местного пруда. Так было создано временное гетто, под охраной украинских и литовских «полицаев». По словам моих отца и дяди, их задержали на время казни основной массы евреев, а потом разрешили вернуться домой, чтобы взять необходимые вещи, постель и еду перед переселением в новое гетто. Однако они обнаружили, что в их доме уже побывали мародеры, успевшие все разграбить за те три часа, что понадобились для расстрела евреев.
Очень скоро после расстрела теплицких евреев, с середины июля 1942 года в тот же концентрационный лагерь начали пригонять пешие колонны евреев из Западной Буковины и Молдавии с детьми и стариками. Их уничтожили 7 ноября 1943 года. Рядом с большой ямой на «салотопке», есть еще две ямы поменьше: в одной из них лежат западнобуковинские и молдавские евреи в другой – теплицкие евреи-специалисты, надобность в которых для фашистов отпала в октябре 1943 года.
Когда мы, несколько человек, чудом уцелевших в Бершадском гетто, вернулись в Теплик вскоре после его освобождения советскими войсками (в марте 1944 года), то сразу пошли к могилам своих соотечественников, при этом нам пришлось закапывать полуоткрытую третью могильную яму, для чего пришлось попросить у местных жителей одолжить нам лопаты. Украинцы, проживавшие тогда в Теплике, смотрели на нас, как на выходцев с того света. Что ж, где-то они без сомнения, были правы…
Ещё в конце 80-х, я попыталась написать о гибели евреев Теплика для Института «Яд-ва-Шем» в Иерусалиме, однако, поняла, что решилась на это слишком поздно. Ушли из жизни люди старшего поколения, которые могли бы мне помочь в этом, не осталось архивных данных, круг моих современников редеет…
Чтобы восстановить в памяти своё местечко и евреев, проживавших в нем, я набросала контуры Теплика, как я его помнила. Дома отмечала квадратиками, в каждом из которых вписывала циферку из пофамильного списка жителей местечка еврейской национальности, который составила по памяти еще до рисования карты. Таким образом, я вспомнила 240 домов, в некоторых из которых располагались учреждения. К сожалению, я знала не всем фамилии, а так как спросить было не у кого, иных я писала по памятным прозвищам. Так я вспомнила свыше 1000 человек, проживавших в Теплике к началу войны, а так же примерно 2500 евреев. Согласно моим подсчетам, проведенным после завершения карты Теплика и списка проживавших в нем евреев, из числа Теплицких евреев погибло 80% человек, а также 80% домов местечка были снесены. Вот какое горькое совпадение…
В 1989 году, за три года до репатриации, я переслала свои записи и карту Теплика в «Яд-ва-Шем», откуда получила очень лестный для меня отзыв с благодарностью за проделанную работу.
Теперь же, тщательно рассматривая подробно начертанную мною карту Теплика, я задала сама себе вопрос: как в таком небольшом количестве домов могло проживать такое множество людей? И сама же себе ответила: нужно было в Теплике родиться и прожить там до тринадцати лет, до прихода немцев, чтобы вспомнить, что большинство домов под одной крышей состояли из двух и более половин, занимаемых разными семьями. Что греха таить, жили скученно, не брезговали подвалами и прочим в таком роде жильем. В массе своей дома были построены еще до революции, некоторые из них сохранились по сей день. Как, например, дом Нояха Мазуса: в центральной части дома располагался Райпотребсоюз, с правой стороны жил хозяин с семьей, слева – квартиранты. Задняя часть дома тоже не пустовала, но по своему малолетству в ту пору, уже не помню, была ли то маслобойка или крупорушка, а может быть, даже мельница.
Так выглядел мой незабвенный Теплик. На моей карте я обозначила маген-давидом места, где располагались местные синагоги, числом четыре. Самая большая из них была сожжена еще до моего рождения. Знаю я о ней только со слов старших, и то место отметила буквой «А». Буквой «Б» обозначен наш местный кинотеатр, расположенный в доме кирпичной кладки. До революции там располагался наш «Бэйт-Мидраш». Дореволюционная синагога, превращенная при советской власти в библиотеку и клуб, обозначена на плане цифрой «1». Буквой «В» и цифрой «3» обозначена синагога Клойз, разрушенная во время оккупации, а закрытая в 1937 году. Буквой «Г» и цифрой «4» обозначена синагога, разрушенная в 1932 году. Буквой «Д» и цифрой «5» обозначена синагога ремесленников, разрушенная в 1934 году.
Если в моей работе допущены ошибки, то незначительные. В общих чертах все было именно так, как я попыталась осветить.

Маня Винник.

4.09.2003 г. Иерусалим

 

 ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ

 

 

Можно передать свои отзывы и замечания  по электронной почте.().Фотографии (которые обязуемся вернуть) с комментариями, направлять нам  по  адресу:

Mazus Semeon
Pinhas Lavon str. 3/4 
Qiryat Yam 29057 
Israel tel: (04) 8770-474
 

или Дмитрию Олидорту

НАШ РОД, все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS